С первой попытки поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной (ныне Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица), предварительно год занимаясь на подготовительных курсах и параллельно работая учебным мастером на кафедре керамики и стекла. Хотел быть художником-графиком, но погружение в материал определило выбор специальности художника-керамиста.
1970—1975 — годы учёбы по специальности «Художественная керамика и стекло» у преподавателей В. Маркова, К. Митрофанова, В. Васильковского, М. Миклашевского, М. Гизе, О. Ивановой (из рода Бенуа).
Рисунок преподавал П. П. Литвинский, с которым позже, в Москве Ю. Новиков работал вместе в творческой группе И. С. Глазунова над проектами интерьеров русского посольства в Мадриде.
С Ильей Сергеевичем Глазуновым сотрудничал около 7 лет и считал его одним из главных своих учителей.
Большое влияние оказало на него и общение с Анной Александровной Лепорской, соратницей
и единомышленницей К. Малевича, во время прохождения учебных и производственных практик на Ломоносовском фарфоровом заводе (ЛФЗ). А. Лепорская была наставником Ю. Новикова и во время его работы над дипломом, сделанном на ЛФЗ; с ней он постиг основы и композиционные принципы супрематизма, которые воплотил под её руководством в дипломной работе «Чайно-кофейный сервиз Памяти Малевича» (рабочее название).
В дипломной работе Новиков решал пластические задачи перехода формы из круга в квадрат и из квадрата в овал, но «супрематический» сервиз, посвященный Малевичу, в итоге пришлось назвать «цветочный», так как в 70-е годы XX века изучение формообразующих возможностей супрематизма не входило в магистральную линию отечественного художественного образования.
А. Лепорская доверила Ю. Новикову знакомство с архивом К. Малевича, который хранился в то время у неё — позволила изучить письма, рисунки, эскизы.
В память о А. Лепорской и К. Малевиче в 2005 г. возник цикл керамических пластов "Рождение «Чёрного квадрата» (находится в Сочинском художественном музее).
1971‒1977 — параллельно с учёбой начинается педагогическая деятельность: ведёт специальные дисциплины в Ленинградском художественном училище им. В. Серова.
Будучи ещё студентом, сразу организовывает индивидуальную творческую мастерскую по адресу ул. Фонтанка, 2, чтобы быть независимым от производственного и технологического процессов в керамике. Знания по химии силикатов и электронике, полученные в техническом вузе, позволили ему самому сложить печь для обжига и освоить все этапы необходимые в керамике для творчества.
Первые керамические произведения были выполнены из фарфора и шамотной массы, но затем предпочтение отдаёт наиболее сложной технике — росписи по сырой эмали (майолика), раскрывая новые возможности керамики как «высокого искусства». Кроме создания выставочных произведений, успешно работает в области декоративно-монументального искусства.
После окончания ЛВХПУ им. Мухиной занимается творческой работой и выполняет заказы по договорам — создаёт декоративные панно и блюда для оформления общественных интерьеров во многих городах страны: Аэропорт Мезень (Архангельская обл.), пансионат «Джанхот» (Геленджик), НИИ «Поиск» (Ленинградская обл.), Дом культуры и детские сады (Набережные Челны), Зейская Гидроэлектростанция (г. Зея, Амурская обл.) и другое.
С 1976 г. — член Союза художников СССР (молодёжное объединение ЛСХ).
В 1977 г. Ю. Новиков работал в составе творческой группы на творческой даче в Горячем Ключе, где сделал серию графических работ на тему «Петербург Достоевского» и серию портретов художников-современников. Графика на петербургскую тему стала подготовительным этапом для воплощения её в майолике и одной из ведущих тем творчества. Серия блюд «Петербург Достоевского», «Петербург Пушкина», «Наводнение на Мойке», «Дворы моего детства» неоднократно экспонировались на различных выставках и закуплены Государственным музеем керамики и «Усадьбой Кусково XVIII века» (Москва).
1978 — работал в творческой группе в Доме творчества «Дзинтари» им. К. А. Коровина, где было сделано 18 керамических объёмно-пространственных композиций. В том числе — «Каштаны», «Игра в шахматы», «Космический ветер».
В 1979 г. был приглашен для воссоздания расписных уникальных изразцовых печей XVIII века в Большом Петергофском дворце (1979-1983-работа в Ленинградском специализированном управлении «Росмонументискусство» МК РСФСР). Дворец и печи были полностью разрушены во время войны 1941—1945 годов, эталонами для воссоздания служили несколько сохранившихся фрагментов изразцов, а цветовым аналогом — изразцовые печи Летнего дворца Петра I.
Во время реставраторской работы им была проведена научно-исследовательская работа в архивах Ленинграда и Москвы, сделаны научные и художественные открытия в области технологии изготовления русских изразцов, разработаны технологические карты со всеми температурными графиками обжига для воссоздания традиции изготовления изразцов петровского стиля. Новиков Ю. был руководителем группы художников-реставраторов (В. Жигунов, А. Поваров, В. Павлушин), работавших в его личной творческой мастерской на Фонтанке, 2. В результате были воссозданы изразцовые печи в «Секретарской», «Кавалерской», «Голубой гостиной», «Белой столовой» Большого Петергофского дворца.
В ходе работы он обратил внимание на конструктивные и утилитарные особенности русских изразцов с высокой румпой, ранее не исследовавшиеся искусствоведами, расшифровал секрет высокой румпы, усиливающий теплосберегающие свойства изразца и подтвердил открытия в 2006 г. в изразцовой печи своего дома в Сочи.